Сегодня в гостях у сайта “Шашки всем” очень интересный человек, известный в шашечных кругах в первую очередь, как разработчик популярной шашечной программы.

Знакомьтесь – Александр Свирин – автор программы Aurora Borealis.

Здравствуйте, Александр!

Большое спасибо, что согласились на интервью. Надеюсь, что любителям шашек очень интересно будет узнать подробнее о Вас и программе, которую Вы создали.

Здравствуйте, Андрей! Я не особенно пристально слежу за развитием шашек в интернете, но в свое время появление сайта «Шашки всем» не осталось мной незамеченным. На фоне постепенного угасания шашек как вида спорта радует, что продолжают появляться и, особенно, — активно развиваться новые проекты.

Не многим авторам в свое время хватило энтузиазма и усердия поддерживать многие популярные когда-то шашечные проекты. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы, надеюсь Вам и Вашим читателям будет интересно.

Александр Свирин - разработчик программы по шашкам

Александр Свирин - автор программы Aurora Borealis (для увеличения фото - кликнуть мышкой)

Александр, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Родился и живу в самом холодном городе мира, Якутске. Климат здесь очень веселый — годовой перепад температур около 85 градусов. Зато регион один из немногих в мире где шашки — действительно очень популярный вид спорта. Возможно, это и предопределило появление Авроры.

Учился в Москве на программиста, но три года назад компьютеры окончательно забросил, почти полностью переключившись на юношескую мечту — кинематограф. Здесь у нас все развито не так замечательно, как в шашках, с двумя чемпионами мира, но само наличие кинопроизводства в очень небольшом по численности регионе удивляет многих — в России вменяемое кино существует только в Москве, Питере и отчасти в Екатеринбурге.

Но по крайней мере пока интересно, получаю огромное удовольствие, из компьютерных проектов продолжаю немного поддерживать разве что Аврору. Жалко оставлять столько труда и многочисленных пользователей на произвол судьбы.

Как и когда у Вас возникла идея о создании программы по шашкам?

Собственно, идея эта возникла даже не у меня. В свое время, сразу после окончания школы, меня пригласили поработать в якутский шашечно-шахматный центр, инструктором по шахматам. Я еще с 7 класса, когда у нас в школе появилась информатика, очень интересовался программированием, как раз поступил учиться заочно на программиста, ну и конечно решил написать собственную шахматную программу.

Когда она только начала делать первые ходы и уже вполне могла соперничать где-то с второразрядниками, наш тренер по шашкам, Алексей Бурнашев, заметил, что по шахматам-то собственно программ уже много, хороших и разных, а вот по шашкам — одна-две в поле зрения, и не лучше ли было бы мне направить свой творческий энтузиазм в эту сторону.

И действительно, на то время из шашечных программ широко известен был разве что Гроссмейстер Агафонов, а баз данных оказалось не было вовсе. (На самом деле позже выяснилось что уже существовала программа СПИРТ, но она была довольно малоизвестной и практически не развивалась.) Так что, к сожалению, идея шашечной программы возникла не у меня.

Всего пара недель понадобилась чтобы переделать шахматный движок под шашечный. Конечно тогда это были совсем элементарные алгоритмы, я и в программировании разбирался слабо, и в шашках, генератор ходов даже довольно долго не знал про правило турецкого удара, но тем не менее довольно быстро появилась программа, способная на равных сражаться со спортсменами уровня кандидата в мастера.

Уже через пару месяцев был готов первый элементарный функционал работы с базами. Проект в меру возможностей поддержала местная федерация шашек, исполнительным директором в то время был Иннокентий Андросов, подключились наши тренеры — Алексей Бурнашев, первый местный гроссмейстер Александр Азаров.

Потом программу заметил автор сайта «Шашки в России» Александр Кандауров, стал активно заниматься наполнением базы партий. И вот, постепенно, за 13 лет (сейчас страшно подумать, если честно — как бежит время) программа выросла в то что есть. Хотелось бы кстати сказать спасибо всем, благодаря кому в свое время Аврора родилась и стала развиваться, подозреваю что в одиночку я бы очень быстро забросил шашки.

Aurora Borealis принимала участие в различных шашечных соревнованиях, как среди программ, так и среди людей. Какие спортивные достижения Авроры Вы считаете самыми значимыми?

К моему сожалению, Аврора никогда выдающимися спортивными достижениями не отличалась. В принципе это и ожидаемо — я и раньше, и сейчас, если и занимаюсь программой, то в основном уделяю время функциональности, чтобы программа была в первую очередь удобна для работы, а сила движка это уже как-то дело десятое.

Во второй версии благодаря подключению к интерфейсу Авроры самого сильного на то время движка «Каллисто» Игоря Коршунова даже на какое то время вообще перестал заниматься собственным движком. С людьми в турнирах играли как Аврора, так и Каллисто — довольно успешно, всегда занимая высокие места, минимум в шестерке, часто в тройке, и в блиц, и с долгим контролем, но к сожалению ни разу ни тот, ни другой движок победителем турнира не становился.

Против программ единственный хороший результат у Авроры был на Кубке сайта «Шашки в России» в 2007 году, который если не ошибаюсь имел статус официального чемпионата Европы под эгидой ФМЖД. Тогда судьбу распределения призовых мест решила одна результативная партия — Торнадо проиграла Каллисто, и Аврора заняла второе место между ними. Но это конечно был не показатель, в отсутствие многих других сильных программ.

Затем довольно приятной неожиданностью был результат первого круга неофициального турнира, проведенного польским энтузиастом шашек. Krzysztof Grzelak в начале 2012 года, видимо, устав ждать каких-либо более-менее официальных турниров, решил собрать все актуальные программы и провести собственный чемпионат. В первом из двух кругов Аврора заняла чистое первое место. К сожалению, во втором круге сыграв крайне неудачно спустилась во вторую половину таблицы. Так что пока в копилке программы только одно серебро.

Программа Аврора участвует в соревнованиях

С какими трудностями (техническими, организационными и т.п.) Вам приходилось сталкиваться в процессе разработки и продвижения своего проекта?

Начать пришлось с того, что в шашки я совершенно ничего не понимал. То есть конечно знал как ходят шашки, и на бытовом уровне наверное обыграл бы большую часть знакомых, но как делать в программе шашечную часть в плане оценки позиций не представлял вообще.

Знакомые шахматисты (а из шашистов я тогда еще ни с кем не дружил) перерыли домашние библиотеки и притащили мне немного шашечных книг и журналов. Из них я понемногу набирался знаний по шашкам и параллельно вводил партии в базу. Одной из книг была «Радость творчества» Владимира Вигмана. Удивительно легкая книга даже для далекого от шашек человека. Лирические отступления между шашечными анализами читались запоем, не давая забросить книгу куда подальше, попутно помогая разбираться в тонкостях шашечных баталий.

Хотя уровень у меня был конечно не тот чтобы вменяемо относиться к шашечной составляющей тем не менее фактически она в первые месяцы была моей настольной книгой при работе с Авророй. В базу в числе первых перекочевали все партии с оценками, и я пытался по ним настраивать движок.

Конечно радости не было предела когда в результате движок выдавал мнение, совпадающее с оценками трехкратного чемпиона СССР. Очень много времени на начальном этапе отнимал ручной ввод — партий в базу, и оценок ходов в дебютную энциклопедию. Впоследствии я это забросил, партии стал собирать Александр Кандауров, Аврора с тех пор пользуется его базой, а дебютная строится на основе статистики базы партий.

Созданная Вами программа для компьютера поддерживает 12 видов шашек. Какая из этих разновидностей шашечной игры привлекает больше всего лично Вас?

Ближе конечно то, во что научился играть в детстве — классические русские шашки. А вот в плане развития программы сейчас все же больше интересуют стоклетки, как наиболее распространенная в международном масштабе разновидность игры в шашки. Да и теоретическая сложность этого вида выше чем 64-клеточных.

Вообще если говорить о видах мне кажется основная проблема шашек в их разобщенности. В каждой стране играют в свой вид шашек, так называемые чемпионаты мира по разновидностям 64 собирают весьма ограниченное число стран. Голландские стоклетки в принципе относительно широко распространены и популярны на международной арене но очень далеки от массовости за пределами самой Голландии, большинство на бытовом уровне все-таки привыкло к 64-клеточной доске.

На этом фоне очень интересно выглядит инициатива международной популяризации пула. Минимальные отличия от наиболее распространенных национальных видов — русских и бразильских, отсутствие в названии национального признака (для большинства словосочетания типа «чемпионат мира по русским шашкам» звучат все-таки бредово и смешно) позволило бы легко объединить под своим крылом виды с «длинноходящей» дамкой.

Региональным видам можно было бы оставить национальные первенства, в том числе открытые, а чемпионат мира объединить международной федерацией под одним видом, чтобы не распылять ресурсы. Правда вряд ли шашки на такое пойдут, к сожалению судя по всему всем гораздо интереснее перетягивать на себя одеяло.

Что Вам нравится больше: лично участвовать в шашечных соревнованиях или работать над созданием компьютерных программ?

Самому мне в соревнованиях как раз участвовать не особо нравится. Я не спортсмен по натуре, даже в шахматы играл только в блиц, так за всю жизнь официально и не сыграв ни в одном турнире на разряд, несмотря на то что работал инструктором. А с шашками, если предоставлялась такая возможность, старался принимать участие в турнирах с программой.

Лишь два раза играл сам, защищая в командных городских соревнования честь организаций, в которых работал. Кстати довольно успешно, были первое и третье места, так что медалей у меня даже больше чем у Авроры.

Продолжение интервью читайте здесь.

Читать по теме:

Как приобрести программу Аврора?

Инструкция по установке и активации программы

Аврора 3.6 – еще лучше и сильнее!