-
18
Сен
Хотите узнать о том, какие неожиданные и показательные уроки иногда преподносит турнирная практика игры в шашки? Эти уроки шашек готовятся вне самой игры.
Множество по-настоящему полезных уроков шашек, позволяющих самостоятельно учиться этой увлекательной игре, можно встретить в шашечных книгах. Чаще всего их авторы – опытные тренеры и игроки, профессионально занимающиеся подготовкой шашистов и разработавшие хорошие методики обучения, которыми и нужно пользоваться начинающим игрокам, чтобы научиться шашкам. Здесь же речь пойдет не об этом, а о других шашечных уроках, которые имеют больше психологический характер и готовятся заранее.
Вот одна из историй, которая реально произошла в одном из шашечных поединков серьезного турнира областного масштаба по русским шашкам. Произошел этот случай давно, но события, о которых речь пойдет ниже, далеко не уникальны. Думается, что это всего лишь один из показательных примеров шашечных уловок, и многие опытные участники соревнований по шашкам становились свидетелями или участниками подобных историй.
Одна из партий очередного тура соревнования началась поздно, когда большинство участников других поединков свои встречи уже закончили. Но и закончилась борьба в этой партии относительно быстро, победитель потратил на игру всего 5-10 минут, побежденный – немногим больше.
Вроде бы рядовое событие, каких на турнирах много, разве что радость победителя и обескураженность побежденного были особенно заметны. Но это если не знать всех подробностей. Быстрой развязке в этой партии предшествовали интересные события, происходившие вне игры, а потом и во время шашечного поединка . . .
. . . Нет, они еще не были конкурентами в борьбе за победу в турнире, поэтому назовем их Игрок и Новичок. За чемпионство боролся Игрок, и ему обязательно нужно было набирать как можно больше очков в оставшихся до конца соревнования партиях. Борьба за первое место была напряженной, претендентов было несколько, и каждый из них стремился одержать победы над другими участниками. Новичок же, был далеко не аутсайдером и тоже имел шансы на высокое итоговое место. В общем, борьба в партии ожидалась серьезной.
Настроенный на нелегкое сражение Новичок ожидал за шашечной доской своего соперника, но в назначенное по регламенту время тот не появился. Как и положено по правилам, часы отсутствующего были включены. По регламенту турнира каждому из соперников на всю партию отводилось по 1ч 15мин, а в том случае если один из игроков не появился через час после начала партии, ему засчитывалось поражение.
Время шло, часы тикали, Новичок терпеливо ждал и вначале спокойно относился к отсутствию своего оппонента. Ну опаздывает человек, с кем не бывает. . . Однако, чем больше проходило времени, тем более неспокойно становилось на душе у Новичка. Нет, он волновался не за соперника, просто вдруг начинала вырисовываться возможность получить победу в этой встрече за неявку соперника. Хотелось бы Вам на месте Новичка в сложившейся турнирной ситуации получить заветное очко в очень важном поединке с лидером турнира, да еще и без какой-либо борьбы?
Все чаще посматривал Новичок на дверь с указателем “Выход” и все больше надеялся, что среди входящих людей не будет его соперника. (Важное отступление: не все знают, что сейчас выпускаются очень удобные информационные указатели для помещений, подробнее о световых указателях здесь. Такие указатели играют важную роль и помогут найти выход в любой ситуации.)
Итак, ожидание затянулось, стрелки турнирных часов указывали, что прошло 55 минут, Новичок уже предполагал общение с судьей и выполнение формальностей, как дверь распахнулась, и Игрок вошел. С рассеянной фразой: “С кем я играю?” опоздавший нетерпеливо начал искать стол, на котором табличка с его фамилией. Новичок в душе расстроился из-за того, что все-таки придется играть. Но его разочарование было не слишком сильно, ведь у соперника осталось на всю партию чуть больше 15 минут. К тому же, в действиях и фразах Игрока было искреннее удивление тому, с кем ему предстоит играть, поэтому было очевидно, что к этому поединку Игрок специально не готовился.
Теперь Новичку важно не давать возможности спешащему Игроку подолгу анализировать ситуацию на доске за счет времени Новичка.
Партия началась, Игрок начал первым, т.к. у него были белые.
1.cd4 dc5 2.bc3 fg5 3.gf4 gh4 4.ab2?! cd6 (Сильнее в этой позиции играть 4…gf6)
Делая ходы, Игрок был озабочен тем количеством времени, которое осталось ему до конца партии, и было заметно, что его это интересует больше, чем происходящее на шашечной доске.
5.de5? bc7
Игрок всячески пытался сосредоточиться, но было заметно, что у него это плохо получалось. Он предварительно записывал на бланке свои ходы, был недоволен своими действиями и не мог скрыть своего волнения за результат встречи.
6.cd4 ef6
Мимика и приглушенные восклицания Игрока означали только одно: позиция на доске ему очень не нравится. Новичку же, наоборот, развитие событий в партии нравилось, позиция складывалась в его пользу, и, учитывая нехватку времени и неуверенность соперника, он предвкушал скорую и легкую победу.
Продумав в этой позиции дольше обычного и все время поглядывая на оставшееся на турнирных часах время, Игрок записал на бланке ход 7.fg5. Новичок это видел, знал он и то, как быстро выиграет после этого хода (7… d:f4! –выигрыш шашки, а затем и партии), и с кажущимся спокойствием ожидал развития событий (на самом же деле его волнение достигало своего апогея).
Затем, еще немного задумавшись, Игрок сделал ход 7.hg3 и с досадой исправил в бланке ранее сделанную запись. Эта позиция заслуживает отдельной диаграммы.
Взглянув еще раз на шашечную доску, Игрок растерянно пробормотал что-то вроде: “Записал плохой ход, а сделал еще хуже!” И действительно видно, что белые до этого хода были лишены хороших продолжений.
Что оставалось делать Новичку? На доске – элементарнейший удар: одну отдать — две взять. Новичок видел, что никакого ответного удара за белых нет, опыт подсказывал посмотреть еще варианты, но что бы Вы сделали, учитывая все вышесказанное? Обстоятельства сыграли свою роль, и с мыслью о том, что нельзя быть таким нерешительным и думать над простыми вещами, Новичок ходит 7…hg5 8.f:h6 d:h2, получая тем самым лишнюю шашку.
Следует быстрый ответ соперника 9.bc3!, и внезапно все переменилось.
В первую очередь изменился Игрок, его как будто подменили: в нем появилась уверенность и спокойствие и еще нескрываемая радость. Почуяв неладное, Новичок глянул на доску и понял, что сделал ошибку. Думая, что просто поспешил, и, ругая себя за это, Новичок начал искать способ исправить свою оплошность. Но ничего не получалось!
Отказываясь верить в происходящее, Новичок раз за разом искал спасительные варианты, думая, что Игроку просто повезло, и в последней момент в безнадежной позиции Игрок просто нашел свой шанс, воспользовавшись ошибкой Новичка. Но трудности в позиции черных, а еще больше поведение Игрока говорили о том, что ситуация на доске ему хорошо знакома, и спастись Новичку уже не удастся.
И вот после этого к Новичку пришло ощущение того, что он попал в невероятную и блестяще организованную ловушку! Да, оказалось, что все это: от длительного опоздания на игру до выразительного спектакля, сыгранного Игроком – это ЛОВУШКА! И она сработала!!!
Далее события развивались так: 9… de7
(Не спасает и 9…cd6, например: 10.ab4! c:a3 11.fg3 h:f2 12.e:g3 h:f4 13.e:c5 gf6 14.cd6 de7 15.de3 e:c5 16.cb4 ba5 17.b:d6 ab6 18.dc5! b:f2 19.g:e3 и белые выигрывают)
10.cb4 ed6 11.dc3! и вскоре черные признали свое поражение.
Но как это могло случиться?! Если бы Игрок нашел и применил усиление в каком-либо из вариантов, хотя бы изредка играемых Новичком – это было бы объяснимо, домашние заготовки такого рода в шашечной игре часто приносят победы. Но ведь был разыгран достаточно редкий дебют с продолжением, которое почти не применялось в то время в практической игре. Как можно в этом случае заранее предвидеть действия соперника? Не мог же Игрок заставить Новичка делать нужные ему ходы, разве, что только был гипноз?
Нет, конечно, никакого гипноза не было, подробности стали известны позднее. Оказывается, в этом показательном уроке шашек был еще один участник: опытный и гениальный Мастер – друг Игрока.
Задолго до упомянутой партии, в одном из не очень серьезных турниров (в котором даже ходы не записывались) Мастер подметил интересную партию. Одним из ее участников был Новичок, другим – соперник, играющий слабее его. Соперник Новичка ходил своими шашками так, что Новичок быстро и без труда победил, и даже не придал серьезного значения этой партии, а зря . . . Новичок выиграл эту партию заслуженно, но ходы, сделанные им на пути к победе, подтолкнули Мастера к мысли об изящной шашечной ловушке.
Именно эту ловушку Мастер и помог организовать Игроку. Расчет был простой: в той же ситуации на шашечной доске Новичок будет действовать так же, как и раньше. Но риск был очень велик, явная попытка разыграть необычный дебютный вариант заставит Новичка искать подвох, и его внимательность поможет обойти ловушку, тогда шансов на спасения у Игрока уже не будет! (после 7…ba5! спасения у белых действительно не видно).
Задача была усыпить бдительность соперника и подтолкнуть к быстрым решительным действиям. Ради этого и был придуман и разыгран весь этот шашечный спектакль. Хитрые уловки сработали, победа была достигнута в считанные минуты и фактически всего за 7 ходов! Обидно ли было Новичку? А как Вы сами думаете?
Этот случай во всех подробностях надолго запомнился Новичку и стал для него хорошим уроком игры в шашки, напоминающим о том, что сидя за шашечной доской нельзя поддаваться уловкам соперника и зависеть от внешних обстоятельств.
Кто-то может посчитать, что поведение Игрока было, мягко говоря, неспортивным. Но ведь не было сделано ничего, что нарушало бы правила шашек, разве что короткие реплики во время игры. Так что вряд ли это можно считать “игрой вне правил”. Все-таки надо признать, что игра была честной. А Вы как думаете?
Вот такие уроки шашек можно получить в турнирных состязаниях, оказывается, что изучать и знать надо не только приемы игры на шашечной доске!
Следует отметить, что идея хода 7.hg3!, которой и воспользовался Мастер в этом шашечном уроке, принадлежит замечательному тульскому гроссмейстеру В.Абаулину.
Читать по теме:
4 Комментариев к “Уроки шашек: ловушки и уловки вне игры”
вместо 14… де7 14…бс5 даёт достаточно простую ничью.
Дмитрий, Вы правы, спасибо за комментарии!
Кроме этого, дополнительный анализ при помощи AuroraBorealis показал, что черные не должны были проиграть и в основном варианте (после 11.dc3), например: 11…fe5 12.d:f6 g:e5 13.ed4 c:e3 14.f:f6 ba5! 15.cd2 cb6 16.de3 fg7! 17.h:c5 b:f2 18.g:e3 hg1 и т.д.
Это еще раз доказывает, что действия играющего белыми в этой партии — авантюра, которая в обычной игровой обстановке и со спокойным, уверенным соперником не пройдет.
Андрей.
Ещё в варианте (Не спасает и 9…cd6, например: 10.ab4! c:a3 11.fg3 h:f2 12.e:g3 h:f4 13.e:c5 gf6 14.cd6 de7 15.de3 e:c5 16.cb4 ba5? [К ничьей ведёт 16...hg7 17.b:d6 bc5 18.d:b4 a:c5=] 19.ba5 17.b:d6 ab6 18.dc5! b:f2 19.g:e3 и белые выигрывают)
Сергей, спасибо за важное уточнение!
Действительно после 16…hg7 17.b:d6 bc5 18.d:b4 a:c5 19.d:b6 a:c5 черным удается спастись,
а в случае, если последует 20.cd2 fe5 21.dc3 gf6 22.gf2, то игра сводится к партии гроссмейстеров: Гетманский А. — Калачников А. (Кубок России, 2004), в которой черные достигли ничьей так: 22…fe7 23.fg3 ed6 24.ef4 cd4 25.cb4 dc5 26.b:d6 e:c7 27.fe5 dc3 28.e:g7 cb2! 29.gh8 ba1 30.hg7 cd6 31.gf4 ad4 32.fg5 db2 33.gf6 de5 34.f:d4 b:e5 35.gf8 ничья.
Андрей
Оставить ответ